Растеніе, животное и человѣкъ

Царство Organisata, живыхъ существъ (т. е. живой части природы, растеній и животныхъ), отличается отъ неорганической природы слѣдующими признаками.
 

1. Вещественной основой, въ противоположность тѣмъ основнымъ веществамъ, которыя входятъ въ составъ неорганической природы, является протоплазма, а также вещества ядра и центральныхъ тѣлецъ.
2. Форменнымъ элементомъ является клѣтка.
3. Въ качествѣ проявленій жизни нужно указать:
а) Обмѣнъ веществъ, т. е. принятіе, переработка и выдѣленіе веществъ;
б) внутренній ростъ въ противоположность росту путемъ аппозиціи у кристалловъ;
в) дѣленіе клѣтокъ и образованіе тканей;
г) раздражимость и чувствительность;
д) способность къ активному движенію;
е) размноженіе;
ж) смерть, которая типически всегда проявляется только въ видѣ частичнаго разрушенія.

Раздѣленіе живыхъ существъ на растеній и животныхъ заимствовано изъ повседневной жизни. На самомъ дѣлѣ, между ними нѣтъ существенныхъ признаковъ различія, и оба царства сливаются между собою въ своихъ низшихъ формахъ. Различія между ними сказываются ясно толко на болѣе высокихъ ступеняхъ и при томъ въ тѣмъ большей степени, чѣмъ болѣе высокія формы сравниваются между собою.

Сравнивая высокоорганизованныя формы растеній и животныхъ, мы видимъ, что растеніе развиваетъ свои органы главнымъ образомъ благодаря образованію внѣшнихъ поверхностей и не обладаетъ ни чувствительностью, ни способностью къ произвольнымъ движеніямъ; оно живетъ на счетъ неорганическихъ веществъ, отщепляетъ отъ углекислоты воздуха углеродъ и пользуется имъ для построенія своего тѣла, необходимый же для растенія въ меньшей степени кислородъ становится при этомъ свободнымъ.

Животное же представляетъ собою организмъ, обла-дающій свободной и произвольной подвижностью и чувствительностью и развивающій органы главнымъ образомъ черезъ образованіе внутреннихъ поверхностей;для питанія ему необходимы какъ неорганическія, такъ и ограническія вещества; животное вдыхаетъ кислородъ, переводитъ подъ вліяніемъ процессовъ окисленія потенціальную энергію въ живую силу и выдѣляетъ углекислоту вмѣстѣ съ содержащими азотъ продуктами распада.

Къ животному царству относится и человѣкъ, и именно, къ отдѣлу позвоночныхъ и классу млекопитающихъ.

Относительно положенія человѣка въ классѣ млекопитающихъ существуютъ различныя мнѣнія. Въ то время какъ Кювье, позднѣе Оуэнъ и другіе выдѣляли человѣка въ особый отрядъ bimana, Гекели и его послѣдователи считаютъ отличія человѣка отъ антропоидныхъ обезьянъ менѣе значительными и выдѣляютъ человѣка только въ особое семейство. Въ этомъ они сходятся съ Линнеемъ, который соединяетъ человѣка съ обезьянами въ общій отрядъ приматовъ. Важнѣйшими анатомическими отличіями человѣка отъ антропоидныхъ обезьянъ, кромѣ мощнаго развитія мозга и особой формы черепа, являются еще своеобразное развитіе челюстного и жевательнаго аппаратовъ и вертикальная походка, которая обусловила характерное развитіе человѣческой ноги и освободила руки отъ локомоторной функціи .

Въ настоящее время на вопросъ о родственныхъ отношеніяхъ человѣка можно отвѣтить слѣдующимъ образомъ. „Человѣкъ представляетъ собою особую форму приматовъ. Тѣсное родство его съ человѣкообразными обезьянами проявляется въ значительномъ сходствѣ раннихъ стадій эмбріональнаго развитія, а также въ безвредности прививки кровяной сыворотки отъ человѣка обезьянѣ (Фриденталь).

Въ то же время человѣкъ не ведетъ своего происхожденія ни отъ одной изъ живущихъ въ настоящее время формъ приматовъ, но вмѣстѣ съ ними происходитъ отъ общей первичной формы (Клаачъ), (Швальбе ).

Въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ черты первичной формы сохранились у человѣка полнѣе, чѣмъ у прочихъ приматовъ, напримѣръ, въ конечностяхъ (Клаачъ), въ мощномъ же развитіи мозга онъ превзошелъ другія формы. Происхожденіе свое человѣкъ ведетъ изъ очень отдаленнаго прошлаго, и корни человѣческаго рода слѣдуетъ искать въ третичной эпохѣ.

Что касается до вопроса о происхожденіи человѣка, то въ различныя времена по этому поводу были высказаны три главныхъ теоріи.

Ихъ можно формулировать слѣдующимъ образомъ:

вопроса о происхожденіи человѣка, то въ различныя времена по этому поводу были высказаны три главныхъ теоріи

Первая изъ этихъ теоріи: Богъ создалъ человѣка является древнѣйшей и нашла себѣ выраженіе въ большинствѣ религіозныхъ ученій.

Вторая теорія: Человѣкъ произвелъ человѣка развита Аристотелемъ. Это естественно-историческая теорія. Наблюденіе показываетъ, что какъ сейчасъ, такъ и съ незапамятныхъ временъ человѣкъ всегда происходилъ только отъ человѣка же. Такое понятное каждому воспроизведеніе (deuterogenesis) даетъ указаніе и на первоначальное происхожденіе человѣка. Человѣкъ никогда не могъ возникать инымъ путемъ, чѣмъ теперь. Протогенезъ совпадаетъ съ дейтерогенезомъ. Изъ этой теоріи слѣдуетъ, что не было никогда такого времени, когда бы человѣка не существовало. Онъ существовалъ всегда, какъ была всегда вселенная. Человѣкъ вѣченъ. Аристотель, дѣйствительно, совершенно опредѣленнымъ образомъ дѣлаетъ такой выводъ.   

Третья теорія: Предшественникъ человѣка произвелъ человѣка, т. е. человѣкъ произошелъ отъ существа, стоящаго близко или нѣсколько ниже организаціи человѣка. Это — новѣйшая и опять таки чисто естественно-историческая теорія. Это — теорія происхожденія видовъ черезъ превращеніе съ теченіемъ времени низшихъ формъ въ высшія, при посредствѣ ли наслѣдственности и приспособленія въ борьбѣ за существованіе (теорія Дарвина), или при посредствѣ внутреннихъ причинъ, какъ думаютъ другіе авторы. Можно сказать поэтому общѣе: третья теорія есть теорія трансмутаціи. Теорія эта приближается къ Аристотелевской. Можно думать, что, если бы она была извѣстна Аристотелю, то онъ, навѣрное, призналъ бы ея выдающееся значеніе. Эти двѣ теоріи, до извѣстной степени, совпадаютъ другъ съ другомъ. И здѣсь протогенезъ совпадаетъ съ дейтерогенезомъ.

Мнѣнія сильно расходятся насчетъ того, которой изъ этихъ теорій придавать большее значеніе. Мы скорѣе всего должны прлзнать, что] всѣ три теоріи являются цѣнными. Правда, третья теорія, со всѣми ея видоизмѣненіями, пріобрѣла больше всего приверженцевъ среди натуралистовъ, но мы все-же не должны упускать изъ виду, что и эта теорія предполагаетъ существованіе великаго мірового предначертанія, по безконечнымъ законамъ котораго все и протекатъ; по существу своему, она все же подчинена дѣйствію теоріи № 1.

Вопросъ о видовомъ единствѣ человѣчества можетъ рѣшаться различнымъ образомъ, въ зависимости отъ того, какое значеніе мы будемъ придавать понятію вида. Такъ какъ между видомъ и расой нельзя провести рѣзкой границы, то мы ограничаемся только изложеніемъ слѣдующихъ данныхъ о человѣческихъ расахъ.

Благодаря своей способности къ приспособленію и развитому мозгу, человѣкъ распространился по всей землѣ и населяетъ ее въ настоящее время въ количествѣ приблизительно 1530 милліоновъ особей, изъ которыхъ приблизительно половина мужского, а другая половина женскаго рода.

Такъ какъ поверхность суши на земномъ шарѣ равняется приблизительно 144,088 квадратныхъ километровъ, то вычисленіе показываетъ, что въ настоящее время на каждую человѣческую пару приходится всего    /п кв. километра суши.

По извѣстнымъ отличительнымъ признакамъ можно раздѣлить человѣчество на нѣсколько расъ. Блюменбахъ различалъ въ концѣ XIX столѣтія пять такихъ расъ и обосновалъ это раздѣленіе на особенностяхъ головы, формѣ черепа, окраскѣ кожи и свойствахъ волосяного покрова слѣдующимъ образомъ:

1. Кавказская раса, съ свѣтлой кожей, свѣтлыми или темными волосами, шарообразнымъ-сводчатымъ черепомъ, высокимъ лбомъ, вертикальной постановкой зубовъ, узкимъ носомъ и удлиненно-овальнымъ лицомъ. Населяетъ Европу, Западную Азію и Сѣверную Африку. Сюда принадлежатъ индогерманскія и индоевропейскія (германцы, кельты, индусы и т. д.), семитическія (евреи, арабы, берберы и т. д.) и славянскія племена.

2. Монгольская раса, съ желтой кожей, съ четырехугольной короткой головой узкимъ плоскимъ лбомъ, тупымъ носомъ, выдающимися скуловыми костями, широкимъ лицомъ, косымъ разрѣзомъ глазъ и прямыми черными волосами. Населяютъ Азію, Лапландію и Сѣверную Америку (эскимосы).

3. Эфіопская раса, съ черной кожей, густыми курчавыми волосами, узкимъ, вытянутымъ черепомъ, сильно выдающимися впередъ и наклонно сходящимися челюстями, толстыми и мясистыми губами, короткимъ тупымъ носомъ, уходящимъ назадъ лбомъ и подбородкомъ, съ лицевымъ угломъ 75°. Населяютъ среднюю и южную Африку (негры, каффры и т. д.).

4. Американская раса, съ желто-коричневой или мѣдно-красной кожей, прямыми черными волосами, глубоко-лежащими глазами, выдающимися скуловыми костями, широкимъ лицомъ, узкимъ лбомъ, тупымъ, но выдающимся впередъ носомъ. Жители Америки.

5. Малайская раса, съ свѣтло-коричневой, иногда переходящей въ черноватый цвѣтъ кожей, густыми, черными, курчавыми волосами, широкимъ толстымъ носомъ, выпяченными губами, выдающимися впередъ челюстями. Населяютъ Австрію и Остиндскій архипелагъ.

Другіе авторы принимаютъ 7, 12, 32 и т. д. расъ. Кювье различаетъ только три расы, при чемъ въ качествѣ отличительныхъ чертъ придаетъ значеніе и культурному уровню и различію въ языкѣ, а именно ,

1.    бѣлая, или кавказская, раса;
2.    желтая, или монгольская, раса;
3.    черная, или эфіопская, раса.

Расы, какъ таковыя, не жизнеспособны и получаютъ возможность существовать только благодаря тому, что болѣе или менѣе значительныя группы людей объединяются въ государственные союзы. Число такихъ союзовъ въ настоящее время очень велико, но обнаруживаетъ прогрессивную тенденцію къ уменьшенію. Сепаратистскія стремленія отдѣльныхъ маленькихъ группъ мало измѣняютъ общее положеніе дѣлъ.

Относительно существующихъ между расой, націей, племенемъ и государствомъ отношеній см. интересное, хотя не исчерпывающее всего этого громаднаго предмета, сочиненіе: Walter Bagehot, Der Ursprung der Nationen, Leipzig, 1874.

Ознакомившись такимъ образомъ съ пространственнымъ распредѣленіемъ и раздѣленіемъ на расы человѣческаго рода, мы должны теперь сдѣлать то же самое по отношенію къ распредѣленію его во времени. Мы должны, другими словами, рѣшить вопросъ о томъ, къ какой эпохѣ исторіи земли относится происхожденіе человѣка, или гдѣ, по крайней мѣрѣ, могутъ быть доказаны слѣды его и сколько, вообще, времени существуетъ человѣческій родъ.

Геологія учитъ насъ, что появленіе различныхъ формъ растеній и животныхъ имѣло мѣсто въ опредѣленныя геологическія эпохи. Въ этомъ отношеніи не мѣшаетъ взглянуть на помѣщенную ниже таблицу, заимствованную изъ учебника геологіи Г. Креднера.
появленіе различныхъ формъ растеній и животныхъ

Мы узнаемъ изъ нея, что начало человѣческаго рода относится къ концу третичной эры, или, вѣрнѣе, что объективные слѣды человѣческаго существованія не удается находить въ болѣе раннія эпохи или въ глубже лежащихъ слояхъ земной коры. Объективными слѣдами человѣческаго существованія считаются части человѣческаго скелета и продукты человѣческой дѣятельности, каковы, напримѣръ, орудія. Въ болѣе глубокихъ пластахъ никогда не удавалось до сихъ поръ открывать слѣдовъ человѣка, хотя кости и другіе остатки различныхъ животныхъ были находимы неразъ и въ различныхъ мѣстахъ. Верхне-третичные остатки человѣка были находимы въ разныхъ мѣстахъ, такъ что отсюда можно даже сдѣлать выводъ о существовавшемъ въ то время пространственномъ распредѣленіи.

Нѣтъ никакой возможности выразить въ сколько-нибудь опредѣленныхъ числахъ возрастъ человѣческаго рода, хотя и были высказаны по этому поводу различныя предположенія, значительно расходящіяся одно съ другимъ. Да и нужно сознаваться, что вопросъ о числовомъ выраженіи возраста человѣчества ставится скорѣе изъ любопытства, а не изъ-за научной любознательности. Во главѣ вопросовъ, касающихся происхожденія человѣка, стоитъ не вопросъ когда, а вопросъ какъ. Мы поэтому поступимъ правильно, если удовлетворимся знакомствомъ съ геологическимъ возрастомъ человѣчества, посколько это поддается объективному опредѣленію.

Объ этомъ и связанныхъ съ нимъ вопросахъ трактуетъ важная и необходимая для каждаго занимающагося анатоміей исторія первобытнаго человѣка, т. е. исторія существованія и дѣятельности человѣка во весь тотъ періодъ, который предшествовалъ изобрѣтенію и введенію письменности.

Категорія: Исторія анатоміи |
Переглядів: 561 | Теги: животное, Растеніе, человѣкъ | Рейтинг: 0.0/0
Пальці стопи
Пошарова топографія. Шкіра тильної поверхні пальців тонка, підошвової — щільна, особливо в ділянці проксимальної фаланги. Підшкірна жирова клітковина на тильній поверхні пальців розвинена слабко, на підошвовій пронизана сполучнотканинними перетинками та має виражену комірчасту будову. Тильний апоневроз пальців укріплений сухожилками м'язів-розгиначів які кріпляться до фаланг пальців. З підошвового боку сухожилки м'... Читати далі...


Підошва
Пошарова топографія. Шкіра підошвової поверхні стопи товста та міцно зрощена з підлеглим підошвовим апоневрозом (aponeurosis plantaris) за допомогою великої кількості сполучнотканинних перегородок, які пронизують підшкірну жирову клітковину. Підшкірна жирова клітковина добре розвинена в ділянці п'яткового горба і головок плеснових кісток, де вона виконує роль амортизатора. Завдяки її вираженій комірковій будові нагнійні проц... Читати далі...


close