Половыя различія тѣла

Люди различаются между собою по возрасту, по индивидуальности, расѣ и ея подраздѣленіямъ, равно какъ и по времени (люди, жившіе тысячелѣтія тому назадъ, не вполнѣ сходны съ современными). Всѣ эти различія легко подмѣтить и понять. Совсѣмъ иное дѣло тѣ различія, которыя носятъ названіе половыхъ; они представляются наиболѣе замѣчательными. Если бы человѣкъ занималъ совершенно изолированное мѣсто въ природѣ и не обнаруживалъ бы никакихъ важныхъ отношеній къ остальнымъ живымъ существамъ на землѣ, то эти различія были бы даже совершенно непонятны. Но даже и въ этомъ отношеніи животный и растительный міры представляютъ важныя точки опоры. Мы должны спуститься по зоологической лѣстницѣ чуть не до протистовъ, чтобы собрать достаточный для выясненія этихъ различій матеріалъ. Чтобы разобраться въ темныхъ вопросахъ пола, необходимо предварительно изощриться въ изслѣдованіи различныхъ видовъ размноженія.

Что же представляетъ изъ себя человѣкъ, разсматриваемый какъ таковой, безотносительно къ его половымъ признакамъ? Какъ выглядитъ человѣкъ, а не мужчина и не женщина? Мы совершенно не знаемъ человѣка, какъ такового, и убѣждаемся безъ труда, что и онъ, подобно большинству животныхъ, существуетъ въ двухъ формахъ, женской и мужской. Если мы отнимемъ у женщины женскіе, а у мужчины — мужскіе признаки, получимъ ли мы тогда чистаго человѣка ? Если бы намъ удалось на какой- нибудь ранней стадіи развитія отдѣлить соматическую часть индивида отъ его половой части, то могли бы мы тогда получить чистаго человѣка? Въ такомъ случаѣ мы имѣли бы только соматическую часть индивида въ ея чистомъ видѣ, безъ вторично-половыхъ признаковъ, и она должна бы походить на существо, среднее между мужчиной и женщиной. Но такое безполое тѣло было бы въ такой же степени безплодно, какъ и существо, снабженное только вторично-половыми признаками. Исчезновеніе даннаго вида было бы такимъ образомъ обезпечено. Если же размноженіе должно имѣть мѣсто, то долженъ существовать въ томъ или другомъ видѣ и тотъ аппаратъ, на который возложена задача размноженія. Если представить себѣ такой случай, что для размноженія было бы нужно не два индивида, а всего одинъ, то какъ разъ у млекопитающихъ такой индивидъ долженъ былъ бы обладать, по преимуществу, женскими признаками. Неодинаковая форма человѣка представляетъ изъ себя одну сторону вопроса о полѣ. Другую же сторону вопроса составляетъ выясненія смысла всего этого явленія.

Необходимо прежде всего познакомиться съ этими половыми различіями человѣческаго тѣла, при чемъ самый половой аппаратъ, естественно, представляетъ въ этомъ отношеніи наибольшій интересъ. Половыя железы, какъ и весь половой аппаратъ вообще, первоначально у обоихъ половъ имѣютъ совершенно сходную форму и только затѣмъ развиваются различными путями. На различіи половыхъ органовъ основаны и первичныя половыя различія. Относительно вторичныхъ половыхъ различій (фиг. 226, 227), нужно сказать слѣдующее.
Примѣръ хорошо сложеннаго мужскаго тѣла

Примѣръ хорошо сложеннаго женскаго тѣла.

Тѣло мужчины имѣетъ, въ общемъ, болѣе крѣпкое сложеніе и болѣе значительные размѣры; мускулатура и костный скелетъ замѣтны снаружи отчетливѣе. Женщина обыкновеннониже ростомъ, имѣетъ болѣе слабое сложеніе и болѣе закругленныя формы, мускулатура и костный скелетъ развиты слабѣе и кромѣ того болѣе скрыты подъ толстымъ и сильнѣе развитымъ слоемъ жира.

Какъ и все тѣло, такъ и голова женщины, какъ общее правило, меньше, чѣмъ у мужчины. Полость черепа меньше, лобъ обыкновенно ниже и менѣе выдается впередъ; вообще, голова женщины сильно напоминаетъ голову ребенка. Лобъ мужчины развитъ сильнѣе и болѣе выдается впередъ.

Темя у мужчины болѣе выдается наружу, чѣмъ у женщины. Лицо у женщины нѣжнѣе, скуловыя кости выдаются не такъ сильно и всѣ линіи лица представляются болѣе закругленными. Волосы имѣются только на верхней и задней и только отчасти на боковыхъ поверхностяхъ головы, если не считать бровей и рѣсницъ. У мужчины же большая часть лица покрыта волосами.

Впрочемъ, по длинѣ волосъ на головѣ онъ значительно уступаетъ женщинѣ.

На шеѣ женщины гортань, которая развита гораздо слабѣе и похожа на дѣтскую, не выдается впередъ и становится незамѣтной вслѣдствіе общей закругленности шеи; у мужчины же шея представляется менѣе закругленной, и мышечныя тяжи, а также верхняя часть гортани сильнѣе выступаютъ впередъ. Сбоку шея у женщины въ видѣ нѣжной дуги переходитъ въ выпуклость плечъ, тогда какъ шея мужчины образуетъ болѣе сильный изгибъ по направленію къ плечамъ.

Плечи у женщины уже, а у мужчины — шире. Грудная клѣтка женщины уже, такъ какъ легкія развиты слабѣе и меньше по размѣрамъ. По направленію книзу, грудная клѣтка у мужчины расширяется сильнѣе и рѣзче отдѣляется отъ живота, чѣмъ у женщины; у женщины же эта граница сглаживается общимъ возвышеніемъ. На передней части груди у мужчины рѣзко выступаютъ возвышенія большихъ грудныхъ мышцъ, тогда какъ у женщины эти мышцы развиты слабѣе и скрыты возвышеніями обѣихъ грудей. Благодаря присутствію этихъ послѣднихъ, образуется на грудной сторонѣ медіанная борозда — sinus mammarum. У мужчины грудныя или молочныя железы стали рудиментарными и регрессивными образованіями. Рудиментарные у мужчины соски расположены на груди нѣсколько выше, чѣмъ у женщины. Прямыя мышцы живота у женщины, какъ общее правило, не образуютъ замѣтныхъ снаружи возвышеній. Срединная борозда живота не выражена. Но зато вся передняя брюшная стѣнка выдается болѣе впередъ и закругляется книзу по направленію къ хорошо развитому лобку. Часто выгнутая кверху бороздка отдѣляетъ лобокъ отъ выпуклости живота. Пупокъ у женщины расположенъ нѣсколько выше, чѣмъ у мужчины, у котораго онъ доходитъ до уровня гребешковъ подвздошныхъ костей. Тазъ у женщины шире и ниже, а у мужчины уже и выше. Паховая складка у мужчины выражена сильнѣе. Вслѣдствіе широты плечъ и узости бедеръ туловище мужчины при сомкнутыхъ ногахъ суживается книзу на подобіе клина, тогда какъ у женщины узкія плечи и широкія бедра придаютъ женскому тѣлу болѣе цилиндруческую форму или даже форму клина, обращеннаго остріемъ вверхъ. На рукахъ и ногахъ мужчины сквозь кожу замѣтны мышечныя тяжи, и очертанія ихъ болѣе угловатыя; у женщины же всѣ соотвѣтствующія части представляются болѣе закругленными. Въ особенности это относится къ колѣну.

Осанка женщины также обыкновенно отлична отъ осанки мужчины. Женщина держится обыкновенно нѣсколько наклонно впередъ, тогда какъ мужчина держится обыкновенно прямо и даже нѣсколько откидываетъ туловище назядъ. Въ силу этого и постановка ногъ у женщины болѣе прямая. У мужчины же при вертикальномъ положеніи оси ногъ поставлены такимъ образомъ, что верхніе концы ихъ отклоняются нѣсколько впередъ. Шейка бедренной кости отходитъ отъ тѣла этой кости у женщины подъ болѣе прямымъ угломъ, а у мужчины подъ болѣе острымъ. Большіе вертелы у мужчины обращены болѣе назадъ.

Если мы обратимся теперь къ объясненію вторичныхъ половыхъ признаковъ, то здѣсь намъ можетъ быть очень полезной сравнительная анатомія. Она даетъ намъ ясное доказательство того, что эти признаки мы должны разсматривать какъ полезныя припособленія, при развитіи которыхъ играетъ большую роль принципъ раз дѣленія труда. Условія полезности вызываютъ различія соматическихъ отдѣловъ мужскаго и женскаго организмовъ, т. е. индивидовъ, разсматриваемыхъ безотносительно къ ихъ первичнымъ половымъ признакамъ и половымъ железамъ. Вторичные половые признаки встрѣчаются далеко не во всемъ ряду животныхъ. Соматическіе отдѣлы могутъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ быть совершенно одинаковыми у самца и самки. Въ другихъ случаяхъ имѣются болѣе или менѣе существенныя различія между соматическими отдѣлами. Самецъ можетъ быть снабженъ особыми аппаратами для держанія самки (водяные жуки), или органами, служащими для украшенія или защиты, а также отличаться большими размѣрами. Или, наооборотъ, самка можетъ быть крупнѣе самца (хищныя птицы, нѣкоторыя черви [Bonellia], нематоды, многія паразитическія ракообразныя и т. д.). Съ другой стороны, самка можетъ быть снабжена органами, которые служатъ для выкармливанія потомства (молочныя железы), или же особыми аппаратами для выращиванія дѣтенышей обладаютъ иногда и самцы (морскія иглы). Короче говоря, мы видимъ, что вторичные половые признаки индивидовъ являются полезными пріобрѣтеніями.

Посмотримъ теперь, какъ обстоитъ дѣло съ различіями первичныхъ половыхъ признаковъ, половыхъ железъ?

Какъ яйца, такъ и сѣменныя нити (сперміи, прежде назывались сперматозоидами) имѣютъ значеніе клѣтокъ, хотя и не вполнѣ идентичныхъ между собою. Такъ, напримѣръ, сперміи одного рачка Thysanopus представляются овальными клѣтками и никакихъ другихъ отличительныхъ признаковъ не имѣютъ. У нѣкоторыхъ круглыхъ червей сѣменныя клѣтки снабжены даже псевдоподіями и могутъ передвигаться на подобіе амебъ.

Но какъ общее правило, сперміи снабжены жгутиками, которые служатъ для передвиженія. Оба вида половыхъ клѣтокъ происходятъ изъ одинаковаго эпителіальнаго зачатка. Благодаря этому въ значительной степени сглаживаются первоначально и первичныя половыя различія, и мы можемъ принять, что яйцевыя клѣтки и сперміи потому и имѣютъ различный видъ, что здѣсь произошло раздѣленіе труда въ различныхъ направленіяхъ. Яйцо, или женская клѣтка, накапливаетъ протоплазму и питательный матеріалъ въ количествѣ значительно большемъ, чѣмъ обыкновенная клѣтка ; она становится такимъ образомъ крупной и мало подвижной. Мужская клѣтка вслѣдствіе этого уже не нуждается въ накапливаніи такого матеріала. Отдѣльныя ея составныя части приводятся къ возможно меньшему объему и, если можно такъ выразиться, конденсируются. Клѣтка остается благодаря этому маленькой и развиваетъ въ себѣ способность къ движенію. Она становится жгутиковой клѣткой съ маленькимъ тѣломъ. Но если женская и мужская клѣтки и могутъ походить другъ на друга настолько, что ихъ можно смѣшать, (напримѣръ, на той стадіи, когда онѣ закладываются), то все же мы ни въ коемъ случаѣ не должны ихъ разсматривать какъ совершенно идентичныя, а лишь какъ очень близкія одно другому образованія.

Въ вопросѣ о размноженіи наиболѣе существенное заключается не во вторичныхъ половыхъ различіяхъ, не въ громадномъ различіи между яйцомъ и сѣменной нитью, а именно въ соединеніи двухъ неидентичныхъ клѣтокъ, прообразомъ котораго является конъюгація одноклѣточныхъ.

Но почему же необходима эта конъюгація, хотя бы подчасъ лишь періодически? Почему недостаточно безполаго размноженія? Дать вполнѣ и во всѣхъ отношеніяхъ удовлетворительные отвѣты на эти вопросы въ настоящее время еще нельзя, и на это отвѣчаютъ различно.

Насколько представляется возможнымъ судить въ настоящее время, преимущества полового размноженія передъ безполымъ заключаются глав- нымъ образомъ въ томъ, что, во первыхъ, благодаря соединенію двухъ близко родственныхъ между собою, но не вполнѣ идентичныхъ клѣтокъ въ одну, въ распоряженіе этого новаго существа представляется болѣе значительная сумма силъ, а, во вторыхъ, половой способъ размноженія значительно содѣйствуетъ видообразованію. Поэтому, благопріятное вліяніе полового размноженія сказывается не только на жизни особи, но ина жизни вида. По мѣрѣ постепенно все болѣе усложняющагося развитія видовъ, въ жизни животныхъ и растеній безполое размноженіе постепенно отодвигается половымъ на задній планъ.

Намъ остается еще разсмотрѣть вопросъ о томъ, каковы количественныя отношенія между полами? Что касается до живущихъ въ настоящее время людей, то для нѣкоторыхъ народовъ такія цифровыя данныя уже установлены, а для другихъ до сихъ поръ еще не получены. Въ средней Европѣ на 100 дѣвочекъ приходится 105 — 106 мальчиковъ. Но уже во время утробной жизни, а еще болѣе въ постэмбріональный періодъ умираетъ больше мальчиковъ, чѣмъ дѣвочекъ. Приблизительно начиная съ 15-лѣтняго возраста и до 20 съ чѣмъ-нибудь лѣтъ оба пола представлены одинаковымъ числомъ особей; но затѣмъ женскій полъ получаетъ уже количественное преобладаніе. Главными причинами измѣненія этихъ числовыхъ отношеній является быстрое изнашиваніе организма мужчины, а также болѣе распространенная среди мужчинъ эмиграція.

Категорія: Тѣло какъ цѣлое |
Переглядів: 242 | Теги: Половыя различія тѣла | Рейтинг: 0.0/0
Пальці стопи
Пошарова топографія. Шкіра тильної поверхні пальців тонка, підошвової — щільна, особливо в ділянці проксимальної фаланги. Підшкірна жирова клітковина на тильній поверхні пальців розвинена слабко, на підошвовій пронизана сполучнотканинними перетинками та має виражену комірчасту будову. Тильний апоневроз пальців укріплений сухожилками м'язів-розгиначів які кріпляться до фаланг пальців. З підошвового боку сухожилки м'... Читати далі...


Підошва
Пошарова топографія. Шкіра підошвової поверхні стопи товста та міцно зрощена з підлеглим підошвовим апоневрозом (aponeurosis plantaris) за допомогою великої кількості сполучнотканинних перегородок, які пронизують підшкірну жирову клітковину. Підшкірна жирова клітковина добре розвинена в ділянці п'яткового горба і головок плеснових кісток, де вона виконує роль амортизатора. Завдяки її вираженій комірковій будові нагнійні проц... Читати далі...


close