Материал и методика анатомического исследования

Для исследования было использовано 150 набальзамированных трупов людей обоего пола. Среди них 102 трупа взрослых людей в возрасте от 20 до 50 лет и 48 трупов детей в возрасте до 1 года (табл. 1).
Для исследования было использовано набальзамированных трупов людей обоего пола

Методика исследования слагалась из следующих моментов:

1) измерение;

2) инъекция;

3) рентгенография;

4) препарирование;

5) опыты с трупным материалом.

Измерения. Труп укладывали на спину так, чтобы голова находилась в среднем положении, а стопы ног — под прямым углом к голени. Измерения начинали прежде всего с определения роста и расстояния от яремной вырезки до лобка. Для всех измерений длины употребляли раздвижной циркуль. Ввиду гипостатического отека окружность груди не измеряли. Затем измеряли окружность головы сантиметровой лентой и после этого с помощью циркуля определяли: 

1) продольный диаметр черепа — расстояние от glabella до opisthocranion;

2) поперечный диаметр — от eurion одной стороны до eurion другой;

3) высоту черепа — от козелка уха (tragion) до темени (vertex);

4) высоту лица — от середины лобно-носового шва (nasion) до середины нижнего края нижней челюсти (gnathion);

5) межскуловую ширину лица (bizygion);

6) расстояние между наиболее глубокими точками височной впадины (distantia bitemporalis);

7) расстояние между верхушками сосцевидных отростков (distantia bimastoidea);

8) расстояние между латеральным краем глазницы и наружным слуховым отверстием.

Для определения формы черепа применялись головной (resp. черепной) показатель, т. е. отношение поперечного диаметра к продольному определения формы черепаи высотный показатель — высота черепа, деленная на продольный диаметр и умноженная на 100.
 

Выяснение пропорции лица производилось с помощью лицевого показателя: Выяснение пропорции лица

Инъекция является одним из ответственных моментов при изучении вен. Присутствие клапанов и большего или меньшего количества крови иногда препятствует получению полноценной инъекции. Гиртль называл это «неизбежным злом», от которого зависят неполнота инъекции и перерывы в инъицированной массе. На трудность инъекции вен указывают и другие исследователи (Гурвич, Фесталь и др.). Для получения хорошей инъекции вен головы необходимо пользоваться целым трупом и применять достаточно проходимую массу путем вливания ее через несколько канюль (не менее 8).

В качестве инъекционной массы употребляли 8 — 10% раствор (взвесь) технической желатины, к которой для цвета и контрастности примешивали сурик из расчета 50,0 : 200,0. Иногда сурик заменяли барием (40,0 : 100,0). Эту массу с успехом применяли ранее на кафедре во время исследований вен. К числу ее положительных сторон надо отнести быструю застываемость, легкую проходимость и эластичность (не ломается).

Массу готовили следующим образом. За день до инъекции желатину опускали в сосуд с холодной водой. При подогревании в день инъекции такая разбухшая желатина легко без остатка растворялась. Сурик (или барий) тщательно растирали в ступке, и к нему при постоянном помешивании постепенно прибавляли горячую желатиновую массу. Затем массу процеживали сквозь марлю, сложенную в четыре слоя.

Голову и шею трупа согревали в горячей воде в течение 3 — 4 часов. После того как все ткани достаточно прогревались, в вены, по направлению к периферии, вводили канюли. Четыре канюли ввязывали на шее по две с каждой стороны — во внутреннюю и наружную яремную вены — на уровне VI или VII шейного позвонка. Две канюли вставляли с правой и левой стороны в переднюю лицевую вену тотчас же под нижним краем нижней челюсти, две другие — в височные вены (по одной с каждой стороны, над скуловой дугой). В некоторых случаях приходилось ввязывать добавочные канюли в переднюю лицевую вену, чуть выше уровня угла рта. Это бывало в том случае, когда масса, подымаясь по вене, останавливалась в указанном месте из-за наличия там клапана.

Инъекцию производили шприцем под слабым давлением от руки. Массу вводили медленно и равномерно. Краны всех канюль открывали. Инъекцию начинали с височных вен. Затем массу вводили в передние лицевые вены и наружные яремные и, наконец, во внутренние. По окончании инъекции каждой вены кран вставленной в нее канюли закрывали. Инъекцию одноименных вен производили поочередно то с той, то с другой стороны, до окончательного заполнения системы. По мере наполнения вен через вышележащие канюли наблюдалось истечение крови со сгустками из нижерасположенных канюль.

Когда истечение крови оканчивалось и из канюли показывалась чистая масса, краны закрывали. В последнюю очередь обычно закрывали краны канюль, введенных во внутренние яремные вены. Тогда шею ниже их расположения перетягивали жгутом и инъекцию продолжали до тех пор, пока не наливались тончайшие венозные веточки, что хорошо было заметно, особенно на слизистых оболочках.

Рентгенография. Голову трупа после инъекции подвергали исследованию путем рентгенографии. 

Иногда производили стереорентгенографию. Снимки делали в двух проекциях (передней и боковой).

Надо отметить, что просмотр рентгенограмм не дал ожидаемых результатов. Объясняется это тем, что на пленке происходило наслоение многочисленных сосудов, часто имеющих вид сплетений; кроме того, на снимках наблюдались перерывы по ходу инъицированной массы, так как в сосудах местами оставалась кровь в свернутом и жидком состоянии.

Эти перерывы, наблюдаемые даже после предварительной промывки вен, при препарировании не мешали, однако на рентгенограмме давали неясную картину. Все же с помощью рентгенографии иногда удавалось обнаружить некоторые связи, особенно на своде черепа, которые могли бы ускользнуть из внимания при препарировании. Таким образом, несмотря на недостатки, рентгеновский способ исследования (особенно стереорентгенография) в комбинации с основным методом — препарированием облегчает работу и дает возможность лучше ориентироваться в ходе и положении венозных связей.

Препарирование было основным методом исследования и производилось со строго послойным отделением тканей в следующем порядке. Вначале снимали кожу в пределах свода черепа, а также передних и боковых отделов лица и послойно изучали вены свода черепа и лица по областям. После этого удаляли скуловую дугу, а затем нижнюю челюсть. По окончании изучения поверхностных и глубоких вен свода черепа и лица вскрывали череп и устанавливали строение синусов. Особое внимание обращалось на связи между венами лица и синусами. Вены глазницы отпрепаровывали после удаления наружной, а затем верхней стенок глазницы. В некоторых случаях производили распил головы в сагиттальной плоскости строго по срединной линии и препарировали со стороны распила. Мелкие вены отпрепаровывали под лупой.

Опыты на трупном материале являются весьма ценными в смысле изучения венозных связей и путей оттока крови, в особенности при изучении анастомозов между венами лица и черепными пазухами. При эксперименте вводили различного цвета массы одновременно и под одинаковым примерно давлением как в синусы (через верхний сагиттальный синус), так и в вены лица (в общую лицевую, а при отсутствии ее — в переднюю и заднюю).

После этого изучали места встречи введенных масс. Иногда массы различного цвета вводили в поверхностные и глубокие вены лица. В 25 случаях массами различного цвета были инъицированы передняя и задняя лицевые вены и синусы твердой мозговой оболочки.

Запись полученных данных в протоколы производилась по методу, применяемому на нашей кафедре. Кроме рентгенографии, проводились с каждого препарата зарисовки на матовое стекло с последующим переносом на бумагу. Фотографирование препаратов ввиду слабой контрастности объекта не дало хороших результатов. Диаметр вен, как правило, не определялся, так как данные такого измерения оказывались весьма неточными, поскольку вены неравномерно растягивались инъекционной массой не только у различных объектов, но даже в разных отделах одного и того же трупа.

Категорія: Различие в строении вен лица и их значение в хирургии |
Переглядів: 302 | Теги: методика анатомического исследовани, Материал анатомического исследовани, анатомические исследования | Рейтинг: 5.0/1
Пальці стопи
Пошарова топографія. Шкіра тильної поверхні пальців тонка, підошвової — щільна, особливо в ділянці проксимальної фаланги. Підшкірна жирова клітковина на тильній поверхні пальців розвинена слабко, на підошвовій пронизана сполучнотканинними перетинками та має виражену комірчасту будову. Тильний апоневроз пальців укріплений сухожилками м'язів-розгиначів які кріпляться до фаланг пальців. З підошвового боку сухожилки м'... Читати далі...


Підошва
Пошарова топографія. Шкіра підошвової поверхні стопи товста та міцно зрощена з підлеглим підошвовим апоневрозом (aponeurosis plantaris) за допомогою великої кількості сполучнотканинних перегородок, які пронизують підшкірну жирову клітковину. Підшкірна жирова клітковина добре розвинена в ділянці п'яткового горба і головок плеснових кісток, де вона виконує роль амортизатора. Завдяки її вираженій комірковій будові нагнійні проц... Читати далі...


close