Методы изучения

Знание топографической анатомии имеет первостепенное значение для врачей всех специальностей. Для удобства изучения все тело человека разделено на отдельные области, имеющие точные границы, которые отделяются условными линиями, складками кожи, мышцами, костными выступами. Изучение по областям очень удобно для врача, которому обычно приходится иметь дело с определенной частью тела или определенным органом, причем ему надо в этом участке иметь представление о всех тканях, сосудах, нервах, их связях, а также взаимном и глубинном расположении.

Врачу приходится пользоваться знаниями не только анализа, но и синтеза, который слагается из представлений голотопии — отношения органа к телу или области; из скелетотопии — отношения к костной системе; из знания синтопии — взаимного расположения; и знания проекции, т. е. контуров органов, нанесенных на кожную поверхность тела.

Так как врачу приходится иметь дело с патологическим процессом, он должен знать, какие условия и закономерности существуют для его распространения в том или другом месте, так как только при этих представлениях он может активно и рационально проводить одновременно с лечением и профилактические мероприятия, предупреждающие развитие заболевания. При хирургическом лечении, когда разрезаются ткани, удаляются части органа с целью обезвредить патологический процесс, необходимо думать о сохранении функции, нарушая ее при необходимости только в определенной степени.

Пробел в изучении какой-либо области или ее отдела влечет большие трудности для диагностики заболевания, рационального лечения и совершенно исключает возможность хирургического вмешательства.

Одним из основных методов изучения является ориентация на живом, и поэтому пальпация, осмотр, изучение проекции органов, изучение рентгеновских снимков, овладение инструментальными исследованиями, перкуссия, аускультация способствуют достижению поставленной цели. Это вполне понятно, так как изучение на трупе является совершенно необходимым, но все же лишь дополнением к исследованию больного человека.

Анатомия на живом должна быть серьезным методом изучения, необходимо рекомендовать учить на себе, на своем товарище, и только при соблюдении этого правила мы можем иметь хорошую ориентацию на больном.

При прохождении курса следует пользоваться методом послойной препаровки и не упускать этой возможности при практических занятиях по оперативной хирургии. Послойный подход к тканям, органам, сосудам, нервам является не только основой знаний, но и основанием для метода разрезов при практической работе хирурга.

Надо освоить метод ориентации без контроля зрения в полостях тела через использование небольших хирургических разрезов, особенно это важно в области живота и таза. Эти навыки можно приобрести при практических занятиях по оперативной хирургии. Врачи могут использовать трупы умерших больных при их вскрытии.

Метод изучения плоскостных разрезов во фронтальной, сагиттальной, горизонтальной и других плоскостях является при изучении топографической анатомии весьма ценным, точным и практически важным, так как на разрезах видны все элементы построения области, их взаимное расположение и глубинное залегание.

Рентгенография и рентгеноскопия являются вполне доступными методами и применяются почти постоянно при лечении больных в клиниках, где студенты работают одновременно с изучением топографической анатомии.

Очень важным заключительным методом, определяющим степень изучения, является «сквозное зрение», когда перед студентом ставится задача определить, какие ткани, сосуды, нервы, органы могут быть повреждены по линии прокола иглой всей области в определенном направлении. Хорошее изучение топографической анатомии и тренировка мышления с использованием этого метода создают возможность хорошей ориентации и уверенности в знаниях. На практике врачу при лечении ранений, травм и других заболеваний этот метод дает возможность определить поражение сосудов, нервов, сухожилий, органов, дает возможность построить план операции, очередность мероприятий и предвидеть развитие осложнений.

Как мы видим, изучение топографической анатомии не ограничивается только специальной кафедрой, где должны предъявляться серьезные требования к освоению науки. Совершенствование знаний, их углубление проходит через смежные кафедры и клиническую подготовку. Кроме того, для расширения кругозора необходимо пользоваться научными исследованиями в определенных областях.

Студентам надо воспользоваться замечательной возможностью работы в научных студенческих кружках, освоить какую-либо методику научных исследований. Практика показывает, что такие paботы нередко дают очень хорошие результаты, выявляют способности, талантливость, прививают трудолюбие и настойчивость в разрешении поставленной научной задачи. 

Категорія: История топографической анатомии |
Переглядів: 594 | Теги: топографо-анатомические методы изуч, анатомические методы изучения | Рейтинг: 0.0/0
Пальці стопи
Пошарова топографія. Шкіра тильної поверхні пальців тонка, підошвової — щільна, особливо в ділянці проксимальної фаланги. Підшкірна жирова клітковина на тильній поверхні пальців розвинена слабко, на підошвовій пронизана сполучнотканинними перетинками та має виражену комірчасту будову. Тильний апоневроз пальців укріплений сухожилками м'язів-розгиначів які кріпляться до фаланг пальців. З підошвового боку сухожилки м'... Читати далі...


Підошва
Пошарова топографія. Шкіра підошвової поверхні стопи товста та міцно зрощена з підлеглим підошвовим апоневрозом (aponeurosis plantaris) за допомогою великої кількості сполучнотканинних перегородок, які пронизують підшкірну жирову клітковину. Підшкірна жирова клітковина добре розвинена в ділянці п'яткового горба і головок плеснових кісток, де вона виконує роль амортизатора. Завдяки її вираженій комірковій будові нагнійні проц... Читати далі...


close